,
Новости от наших партёнров
Наш опрос
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое


Показать все опросы
Все новости
» » Дальний Восток. Инвестиционные проекты региона.


Дальний Восток. Инвестиционные проекты региона.

  • 12 марта 2012 |
  • 08:03 |
  • Комментарии: 0

Дальний Восток. Инвестиционные проекты региона.Виктор Ишаев,
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе

Развитие Дальнего Востока России исторически связано с определяющей ролью государства в освоении этой территории. Дальневосточный регион для России имеет важное геополитическое значение, не только обеспечивая экономику страны ресурсами, но и являясь гарантом национальной безопасности государства.

Именно поэтому со времен царской России освоение восточных территорий осуществлялось на принципах патернализма, потому что только так здесь можно сформировать постоянное население. Государство вкладывало в регион значительные денежные средства в развитие промышленности, транспортной инфраструктуры, в строительство целых городов, предоставляло значительные преференции местному населению. При этом речь о возврате денежных средств и окупаемости реализуемых проектов не шла.

В начале девяностых годов прошлого века с развитием рыночных отношений главенствующим стал принцип получения прибыли, причем желательно быстрой, что негативно сказалось на развитии Дальнего Востока России, так как его экономика по объективным причинам являлась затратной.

Основными проблемами, которые всегда сдерживали реализацию экономического потенциала Дальневосточного региона, были экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России, а также низкая внутренняя транспортная связь территории при ее огромных размерах и очаговый характер расселения.

Государство, конечно же, с этим не хочет мириться, поэтому намечены конкретные пути развития региона.

Благодаря особому вниманию Президента и Правительства России на Дальнем Востоке реализуются крупные инвестиционные проекты, улучшаются экономические показатели. В ближайшее время на принципах государственно-частного партнерства в развитие экономики Дальневосточного федерального округа будет вложено около 3 трлн. рублей.

И это не предел: до 2025 года инвестиционный портфель ДФО предлагает к реализации только крупных проектов на общую сумму более 9 трлн. рублей. Именно такие цифры и проекты заложены в принятой руководством страны Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года.

То, что сегодня принята Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, – это хорошо, но нам необходимо смотреть дальше, на перспективу. Основные задачи развития Дальнего Востока – это формирование постоянного населения в регионе, выравнивание условий функционирования, изменение структуры экономики и интеграция в Азиатско-Тихоокеанский регион.

В этой связи Президентом Российской Федерации уже дано поручение о разработке концепции Стратегии развития сотрудничества Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и прогноза социально-экономического развития Дальнего Востока до 2050 года. Стратегия имеет особое значение для Дальнего Востока России, так как экономики нашего региона и стран АТР являются взаимодополняемыми. Концепцию развития Дальнего Востока до 2050 года необходимо представить на саммите АТЭС 2012 года в городе Владивостоке, чтобы продемонстрировать его участникам долгосрочные перспективы региона, векторы развития и получить возможность вести уже предметные переговоры о сотрудничестве со странами АТЭС на ближайшие десятилетия.

Мы должны задать такие параметры развития, чтобы Восток России жил, а не выживал. В частности, экономика здесь должна развиваться не хуже, чем в среднем по России. Уровень валового регионального продукта в расчете на душу населения должен быть высоким. Нужно понимать, что постоянно государство не сможет вкладывать деньги в Дальний Восток, поэтому необходимо формировать условия для успешного развития региона. Создать предпосылки для опережающего развития макрорегиона – это и привлечение инвестиций, и создание особых экономических зон, и налоговые преференции для инвесторов. Нужно стимулировать внутренний спрос и увеличивать покупательскую способность местного населения. Мы должны использовать преимущества нашей территории, как абсолютные, так и относительные.

Основой дальнейшего развития экономики Дальневосточного федерального округа является эффективное использование его ресурсной базы и транзитного потенциала территории. Главные конкурентные преимущества Дальнего Востока – это прежде всего огромные запасы природных ресурсов, как ископаемых, так и биологических, и выгодное экономико-географическое положение, которое включает кратчайшие транспортные маршруты Восток–Запад. Более того, наличие протяженного морского побережья и внешней границы дает Дальневосточному федеральному округу все возможности для успешного выполнения роли ключевого звена в интеграции России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Россия должна войти в число ведущих мировых держав, при этом обеспечив своим гражданам достойную жизнь, – это главная цель и задача, которую озвучил Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. Модернизация – это механизм, с помощью которого необходимо трансформировать существующую систему хозяйствования в систему, отвечающую современным представлениям о развитии и прогрессе.

Эти задачи созвучны с задачами развития Дальневосточного федерального округа.

Модернизация экономики Дальнего Востока будет заключаться в переходе от добычи полезных ископаемых, продажи природных ресурсов к глубокой переработке – в минерально-сырьевой, лесной, рыбной и других отраслях. Мы уже должны говорить и думать не просто о добыче нефти, а о нефтепереработке и нефтехимии, не только о добыче и транспортировке газа, а о газохимии.

Основной задачей на среднесрочную и долгосрочную перспективы для регионов российского Дальнего Востока руководство страны ставит увеличение доли обрабатывающего сектора с высокой долей добавленной стоимости. Решение данного вопроса невозможно без привлечения больших объемов инвестиционных средств и реализации крупных инвестиционных проектов.

Следует отметить, что за последние годы поступление инвестиций в округ планомерно увеличивается. Так, объем инвестиций, привлеченных в округе в 2010 году, составил 725,7 млрд. рублей.

Это 7,8% от всех инвестиций, привлеченных на территорию Российской Федерации. Учитывая, что численность населения Дальнего Востока составляет 4,5% от общей численности населения России, по объему привлеченных инвестиций на душу населения этот показатель выше среднероссийского. Наиболее привлекательной отраслью помимо нефтегазовой (76% вложений) является горнодобывающая с объемом иностранных инвестиций 1,5 млрд. долларов (18%), доля лесной промышленности – 2,5%.

В региональной структуре наибольший объем (81,3%) привлеченных инвестиций сформировали четыре субъекта: Приморский край (32,4%), Республика Саха (Якутия) (20,1%), Сахалинская область (15,3%) и Хабаровский край (13,3%). Порядка 16% от общего объема инвестиций приходится на ассигнования из федерального бюджета. Доля же регионов округа в данном объеме относительно невелика и составляет всего 4,0%. Почти 80% в общем объеме привлеченных в округ инвестиций занимают инвестиции крупных российских компаний.

Руководством страны в целях привлечения инвестиций для реализации стратегических проектов на территории округа был принят целый ряд важных решений. Нынешней осенью должна состояться официальная презентация фонда развития Дальнего Востока и Забайкалья. Его создание одобрил Наблюдательный совет Внешэкономбанка. Пока утвержден лишь общий механизм работы фонда, согласно которому основным направлением деятельности будет содействие развитию инвестиционной деятельности в регионе. Прежде всего ВЭБ будет ориентироваться на стимулирующий эффект для привлечения средств из коммерческих источников. Регионы уже подготовили предварительный перечень проектов. В основном это инфраструктурные проекты, проекты в области обрабатывающей промышленности, в сфере металлургии, ориентированные на строительство горно-обогатительных комбинатов или их модернизацию, также проекты по развитию туристической инфраструктуры, сельского хозяйства, промышленности, стройматериалов. Минимальный объем их финансирования составит порядка 500 млн. рублей.

На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа осуществляется работа по реализации 24 федеральных целевых программ.

Особое место занимает реализация федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007–2015 годы». На развитие транспортной инфраструктуры, энергетики, инженерной инфраструктуры, социальной сферы на Курилах предусмотрено 2,7 млрд. рублей.

Перспективных инвестиционных проектов, которые в будущем могут быть реализованы на Дальнем Востоке, достаточно. Прежде всего основной объем инвестиций предполагается направить на создание современной инфраструктуры, а именно в строительство и модернизацию автодорог, железнодорожных магистралей, морских и воздушных портов.

Часть проектов в настоящее время успешно реализуется. В частности, это – трубопроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан, газопровод Сахалин–Хабаровск–Владивосток, объекты саммита АТЭС-2012. В ближайших планах – реализация программы газификации Дальнего Востока за счет ресурсов Якутии (Чаяндинское месторождение) и Восточной Сибири (Ковыктинское месторождение), которые в том числе будут использованы в нефтеперерабатывающей и трубопроводной системах Дальнего Востока, а также для экспорта в Китай, Республику Корея, КНДР и Монголию.

В будущем в Южной Якутии, например, планируется создать крупный промышленный район на базе объектов гидроэнергетики и комплекса промышленных производств, преимущественно связанных с глубокой переработкой природного газа, апатитов, угля, железных, урановых руд, а также лесопереработкой.

Большое значение для экономики Дальнего Востока имеет образование Ванинского транспортно-промышленного узла в Хабаровском крае.

На базе порта Восточный в Приморье планируется создать особую экономическую зону портового типа, ориентированную на международные перевозки с формированием региональной контейнерной транспортно-логистической системы. Это создаст условия для развития эффективного морского комплекса (порт-хаб).

В Амурской области будут образованы три зоны опережающего экономического развития: природно-ресурсная зона Байкало-Амурской магистрали, Приамурская аграрно-индустриальная зона (с перспективами развития горно-металлургического комплекса) и Свободненская космическая зона. Так, группа компаний «Петропавловск» планирует на базе Куранхского и Гаринского месторождений железной руды в Амурской области и Кимкано-Сутарского месторождения в Еврейской автономной области построить горно-обогатительные комплексы и горно-металлургический комбинат с полным циклом производства от руды до чугуна. Предполагаемый общий объем выпуска продукции при выходе на проектную мощность составит 9,6 млн. тонн в год железорудной продукции.

В этой связи принципиальное значение для региона имеет увеличение пропускной способности Байкало-Амурской железнодорожной магистрали с одновременным развитием восточных портов. Развитие территорий, прилегающих к БАМу, позволит не только вовлечь в оборот дополнительные ресурсы, но и создать новые рабочие места, сформировать новый пояс экономического развития на Востоке России. По прогнозам экспертов, с учетом реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов и потребностей крупных грузоотправителей объем перевозки грузов в направлении БАМа составит к 2015 году порядка 52 млн. тонн, а до 2030 года увеличится до 100 млн. тонн. Сейчас же ежегодная пропускная способность БАМа составляет всего 12,5 млн. тонн.

По предварительной оценке, необходимый объем инвестиций только на развитие и модернизацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (с учетом подвижного состава) составляет до 2015 года более 400 млрд. рублей, а до 2030 года – около 1,1 трлн. рублей. Все эти мероприятия капиталоемкие, чтобы их осуществить, нужна поддержка государства. Проведение коренной модернизации и реконструкции Байкало-Амурской магистрали создаст условия для многократного роста объемов транзитных и внешнеторговых перевозок через порты Дальневосточного региона. Премьер-министр России Владимир Путин уже дал поручение создать рабочую группу по подготовке технического задания на разработку этого проекта.

Еще одним перспективным инвестиционным проектом является проект нового космодрома «Восточный» в Амурской области. Предполагается, что в строительство будут вовлечены как федеральные средства, так и средства внебюджетных источников, в том числе, возможно, иностранных инвесторов. В ходе строительства космодрома будут возведены стартовый комплекс, взлетно-посадочная полоса, кислородно-азотный завод, водородный завод, по 150 км железных и автомобильных дорог, включая железнодорожную ветку от станции Ледяная, систему электроснабжения. Строителям предстоит возвести до 2015 года почти 1,6 тыс. сооружений, которые разместятся на площади космодрома и прилегающих территорий, занимающих 700 кв. км. Общая стоимость строительства оценивается в 251 млрд. рублей. Подготовительные работы планируется начать уже осенью. В частности, к концу сентября Роскосмос должен определиться с победителем конкурса на эскизную проектировку основных объектов космодрома (соответствующие работы оценены заказчиком в 309 млн. рублей). Уже в 2011 году на создание инфраструктуры космодрома предусмотрено 8,6 млрд. рублей.

Задачей ближайших месяцев является формирование солидной строительной базы и энергетической инфраструктуры. Еще одной первоочередной задачей является размещение людей. Уже в 2012 году здесь будет работать 10 тыс. человек, а затем появится город на 30 тыс. жителей. Им нужно жилье, питание, медицинское обслуживание.

Развитие экономики региона связано также и с перспективой строительства мостового перехода на о. Сахалин. Проект создания железнодорожного перехода с Сахалином предусматривает строительство новой 580-километровой железнодорожной линии от станции Селихино близ Комсомольска-на-Амуре до станции Ныш на северо-востоке Сахалина. На материковой части протяженность ветки составит 435 км. Она выйдет к мысу Лазарева, омываемому проливом Невельского. Здесь самое узкое место, разделяющее материк и Сахалин. С сахалинского берега железнодорожный участок длиной 130 км пройдет от поселка Погиби по широте практически через весь остров и соединится с действующей магистралью в районе станции Ныш. Строительство дороги Селихино–Ныш уже входит в Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года как геополитический проект.

Сколько этот проект будет стоить, сейчас трудно определить. Но порядок цен не такой уж большой: около 400 млрд. рублей. Будет это мостовой переход длиной 17 км, или сплошная дамба, или тоннель, проектировщик еще должен определиться. Прежде всего необходимо создать рабочую группу, которая все это обоснует. Председатель Правительства России Владимир Путин дал поручение вице-премьеру Сергею Иванову и главе Минтранса Игорю Левитину проработать предложение о создании рабочей группы для подготовки техзадания на разработку проекта строительства перехода Сахалин–материк. По нашей оценке, реализация данного проекта позволит задействовать потенциал, который сегодня занят на стройках саммита АТЭС. Крупнейшие участники рынка уже заявили, что будут участвовать в конкурсе на создание перехода, если он будет объявлен. Это изначально государственное, а не коммерческое дело, и поэтому об окупаемости здесь речь не идет.

Реализация проектов в топливно-энергетической сфере, металлургии подразумевает крупные вложения и долгосрочное сотрудничество, а следовательно, стабильный инвестиционный климат и максимально благоприятные условия работы для инвесторов. Именно поэтому Президентом России было принято решение о введении института инвестиционных уполномоченных. Согласно поручению Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе таким инвестиционным уполномоченным назначен заместитель полпреда Александр Левинталь. На него возложены полномочия по оказанию содействия хозяйствующим субъектам в реализации частных инвестиционных проектов и взаимодействия инвесторов с органами власти федерального, регионального и местного уровней.

Государство может и должно создавать условия, стимулы для того, чтобы частные инвестиции направлялись на наиболее проблемные и острые участки, прежде всего через совершенствование механизмов государственно-частного партнерства. Если этими вопросами не начать заниматься уже сейчас, то сроки многих заявленных и планируемых к реализации инвестиционных проектов могут существенно сдвинуться.

Ускоренное развитие всей социально-экономической инфраструктуры Дальнего Востока должно стать залогом улучшения инвестиционного климата в субъектах ДФО. Ликвидация административных барьеров, селективные налоговые льготы, максимальное информирование зарубежных инвесторов, административное сопровождение ключевых проектов, создание специальных органов (агентств, подразделений в администрациях) по работе с иностранными инвесторами – все это должно стимулировать деятельность зарубежных компаний и финансовых институтов на Дальнем Востоке. В процессе привлечения иностранных инвестиций мы заинтересованы не только в увеличении финансовых возможностей как таковых, но и в притоке на российскую территорию современного оборудования, зарубежных передовых технологий, системы менеджмента, новых знаний.
Современные условия таковы, что будущее экономики – за производствами с высоким потенциалом развития, следовательно, реализация крупных инвестиционных проектов и формирование комфортных условий для жизни населения в значительной степени будут способствовать развитию Дальнего Востока.

Журнал Энергополис №12(53-54) январь-февраль 2012






Также смотрите: 


Похожие новости:


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.