,
Новости от наших партёнров
Наш опрос
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое


Показать все опросы
Все новости
» » В Пакистане не спадает уровень политической турбулентности


В Пакистане не спадает уровень политической турбулентности

  • 25 октября 2022 |
  • 19:10 |
  • Комментарии: 0

В Пакистане не спадает уровень политической турбулентности

Обозначенные ранее основные особенности развития внутриполитической турбулентности в Пакистане, на которую наложились последствия катастрофического наводнения, подтверждаются последними событиями в этой стране.

Не забудем о де-факто ядерном статусе Пакистана, что стимулирует возрастающее внешнее внимание к происходящему внутри него. В частности, президент США Дж. Байден позволил себе на эту тему некое заявление, на которое последовала негативная реакция со стороны пакистанского МИД. В отношениях с Индией снова негативным образом проявила себя Кашмирская проблема.

Итак, продолжилось противостояние двух политических группировок, возглавляемых предыдущим и ныне действующим премьер-министрами Пакистана. Причём, в борьбе каждая из них пытается привлечь на свою сторону в качестве оружия судебную ветвь власти.

Что касается недавнего главы правительства и лидера партии “Движение за Справедливость” Имран Хана, то ему вменяются те или иные неаккуратные выражения, которые от него иногда исходят в ходе выступлений на массовых мероприятиях в поддержку ДзС и его самого. Причём, вопрос о действительном присутствии “чего-то судебно-преследуемого” в его словах, остаётся на усмотрение недоброжелателей. В частности, полиция усмотрела признаки угроз окружному судье-женщине во время состоявшегося 21 августа публичного выступления И. Хана в защиту ранее арестованного ближайшего помощника Шахбаза Гилла.

1 октября от министерства внутренних дел на имя действующего премьер-министра Шахбаза Шарифа последовал запрос на письменное одобрение ареста уже самого И. Хана с группой соратников. Но при том предъявленное обвинение сводилось к противозаконному использованию иностранной валюты. 12 октября судом Исламабада И. Хан был освобождён на неделю под залог (на сумму менее 50-и долларов) и с обязательством участия в судебном разбирательстве.

Колебания нынешних властей понятны, поскольку бывший премьер сохраняет широкую популярность, а его арест почти наверняка только усугубил бы и без того весьма сложную внутриполитическую ситуацию. Помимо прочего, о её нынешнем состоянии свидетельствует недавнее убийство (во время молитвы в мечети, что примечательно) бывшего члена суда провинции Белуджистан местными повстанцами, а также сообщения об очередных вооружённых разборках в так называемой “Зоне племён” провинции Хайбер-Пахтунхва.

Скорее всего именно эти события произвели впечатление на Дж. Байдена, который, видимо, вспомнил, что всё это происходит на территории страны – обладательницы ядерного арсенала.

Между тем, в ходе прошедшей 13 октября встречи с журналистами от электронных СМИ, И. Хан едва ли не впервые публично и весьма прозрачно присоединился к распространённой точке зрения о решающей роли военных во внутриполитических процессах Пакистана. В частности, было сказано, что в течение всего периода исполнения им обязанностей премьер-министра реальной властью располагал “кто-то другой”. Именно с этим он связывает невозможность сбора налогов для пополнения государственной казны, масштабные правонарушения представителей противостоящих ему политических группировок и, как следствие, нынешнюю долговую зависимость страны от МВФ.

В связи с этим обратило на себя внимание вынесенное 12 октября оправдательное решение суда Лахора по выдвинутому в ноябре 2020 г. обвинению нынешнего премьер-министра Шахбаза Шарифа и его сына Хамзы (тоже видного политика) по делу о длительном отмывании денег на общую сумму около 100 млн долл.

С резким опровержением обозначенных выше слов И. Хана выступил нынешний министр обороны Х.М. Асиф, заявившей о нейтралитете его ведомства и вооружённых сил по отношению к внутриполитическим процессам, происходящим в стране. Прозвучали также ремарки на две крайне актуальные сегодня темы. Во-первых, было сказано о том, что очередные всеобщие выборы пройдут “по графику” (а, следовательно, летом следующего года). Во-вторых, процесс смены командующего армией пройдёт в соответствие с действующей Конституцией.

Вторая часть заявления Х.М. Асифа имеет особое значение, поскольку уже в течение нескольких месяцев вопрос о том, покинет ли, наконец, этот пост “всесильный” генерал Джавед Баджва и кто придёт ему на смену, имеет (по крайней мере) не меньшее значение, чем все перипетии “официально-публичной” политической борьбы.

Не столь определённо, но тоже скорее в пользу действующей исполнительной власти по обеим упомянутым вопросам в первой половине октября высказался президент страны Ариф Алви. Тем не менее, и в его заявлениях можно усмотреть намёки на то, что с утверждением И. Хана о роли “внешнего фактора” в вынужденном уходе с поста премьер-министра следовало бы разобраться.

Как полагают в местной прессе, “совсем мрачные оттенки” складывающейся ситуации в стране придают и вбросы в публичное пространство неких “зашифрованных” разговоров ответственных лиц (включая высших), содержанием которых являются взаимные интриги.

Крайняя несвоевременность внутриполитического интриганства обусловлена прежде всего тем, что страна оказалась на грани всесторонней катастрофы после небывалого разлива рек из-за муссонных дождей невиданной ранее интенсивности. Выступая на одном из недавних форумов в Астане, премьер-министр Ш. Шариф оценил их общий ущерб в 30 млрд долл. Эта цифра наверняка не является конечной (ещё месяц назад она равнялась 13 млрд долл.), поскольку только проявляются реальные масштабы случившегося.

В том же выступлении прозвучал (впрочем, не первый раз) тезис о роли в данном катастрофическом наводнении фактора “климатических изменений”. Некоторые комментаторы усмотрели в этом высказывании скрытое требование к развитым странам (“как главным виновницам климатических изменений”) на предмет возмещения ущерба, нанесённого Пакистану последним наводнением.

Но даже если согласиться с (крайне сомнительной) исходной позицией сторонников значимости человеческой деятельности в таковых “изменениях”, то с чего бы вдруг им сосредоточиться на пятне, которое представляет собой на географической карте мира территория Пакистана? Для автора более убедительно выглядит точка зрения пакистанского обывателя: “Мы в чём-то провинились перед Аллахом”.

Пакистанцам следует оказать помощь в постигшей их беде вне зависимости от этой (не очень ясной им самим) “вины”. Посильно же помогать необходимо всем и тоже вне зависимости от “вклада” в “климатические изменения”. Отметим, что в числе тех, кто её оказывает, находится и Россия.

Между тем, как следует из аналитической статьи в популярном издании The Nation под говорящим заголовком “Сокращение ресурсов”, крайне серьёзные проблемы в финансово-экономической сфере страны обозначились давно, то есть до нынешнего “потопа”. Но последствия которого придают им особо угрожающий характер.

Автор упомянутой статьи использовал образ исходящей от МВФ “тонкой, диктаторской нити”, на которой сегодня висит экономика страны. Видимо, с тем, чтобы указанная “нить” не оборвалась, на переговоры с руководством того же МВФ (и Всемирного банка) в середине октября отправился министр финансов Исхак Дар.

Главная же компонента комплекса внешнеполитических вызовов Пакистану по-прежнему связана с Кашмирской проблемой. Которая в очередной раз дала о себе знать в ходе упоминавшегося мероприятия в Астане, обозначившись в виде (не слишком жёсткой, но всё же) пикировки между Ш. Шарифом и представлявшей Индию государственным министром иностранных дел Минакши Лехи.

Первый выразил готовность улучшить отношения с Индией, но при условии “прекращении зверств в Кашмире”. Вторая же сказала, что условием для начала двустороннего диалога является тоже прекращение, но “трансграничного терроризма”. В общем, “на кашмирском фронте без перемен”.

Наконец, не без удовлетворения отметим нейтральное голосование Пакистана (а также Индии) на нынешней Генеральной Ассамблее ООН по вопросу об “аннексии Россией части территории Украины”. Что лишний раз свидетельствует о скороспелости гипотезы на тему “радикального сдвига на Запад” внешнеполитического курса Пакистана при новом правительстве.

Чего пока не наблюдается, несмотря на всю продолжающуюся внутриполитическую турбулентность в этой стране.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона






Также смотрите: 


Похожие новости:


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.