Представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала установку памятника нацистским прислужникам и коллаборационистам в Эстонии.
«В год 80-летия начала Великой Отечественной войны в Эстонии продолжают чествовать не освободивших мир от коричневой чумы воинов Красной Армии, в том числе героев-эстонцев — солдат регулярных частей и партизан-антифашистов, а коллаборационистов и карателей, по локоть запятнавших руки в людской крови.
22 августа в деревне Хюти (волость Рыуге, Выруский уезд) в присутствии представителей властей был торжественно открыт памятник «лесным братьям» — сражавшимся против советской армии военизированным отрядам эстонских националистов и уголовников. Причём в историю эти деятели вошли не как воины, а как обыкновенные душегубы, подло, исподтишка расправлявшиеся с невинными гражданскими.
Это уже второй за год памятник этим бандитам — в прошлом августе мемориал в честь одного из их главарей — военного преступника Э. Илпа был открыт на о. Сааремаа. Только по официальным данным, на счету «братьев» в Эстонии жизни почти 500 мирных жителей, многих из которых националисты перед тем, как убивать, пытали.
Нынешний памятник воспроизводит старую работу эстонского художника Х. Стурма, созданную им в 1946 году.
Любопытна судьба автора первоначальной работы. Представитель эстонского наивизма Х. Стурм стал «лесным братом» в 1944 г., в период освобождения Эстонии от немецкой оккупации, за что был осужден и отбывал наказание по советскому законодательству. Характерно, что именно после освобождения он стал активнее заниматься творчеством в послевоенной ЭССР (1957–1978 гг.).
Самая известная работа Х. Стурма — резное панно «Большой певческий праздник». Оно посвящено проведенному в советском Таллине музыкальному фестивалю 1969 году и прославляет историю и культуру эстонского народа, которые во времена СССР в Республике чтили и защищали.
Такой радости от пребывания эстонской культуры в многонациональных рядах СССР, как на панно, ещё поискать. Вряд ли художника пытали ножиком для резьбы, заставляя из-под палки творить. Очевидно, резал от души, с огоньком. Работа сочная, передающая первозданность веселья и радости.
Так и хочется спросить, когда же автор мастерил правду: рассказывая о борьбе «лесных братьев» с ненавистными Советами или запечатлевая цветение эстонской культуры при СССР?
Вспомните, ведь в советские годы Эстонию назвали цветущей. А может, это эволюция взглядов? Кстати, приговорили художника после установленных фактов коллаборационизма 1944 года к 25 годам, а освободили досрочно в 1956. А самый плодотворный период в его творчестве пришёлся на 60–70-е годы.
Почему-то официальный Таллин предпочитает выбирать первое — нечто страшное и демоническое вместо светлого и доброго».
Читайте также: МИД Турции: «Крымская платформа» поможет Киеву вернуть полуостров
Источник
Также смотрите: