,

Новости от наших партёнров
F/A-18C разбился ВМС на Калифорнии., mediaMiddle, Быв, ГЭС, ИГ боевиков на неядерную против, На, Порошенко не методичек Лещенко. влияют, США, Саакашвили на что его Порошенко, Сирии, Сирия, армия, бы кого Овечка млекопитающего. клонированию, газ, году, для, львовских Польши «Мемориала изображения заявил, марс, на Колумбии конфликта более тысяч, на По надо для мнению, на Украины что правительства построить, на войну по блока» «Оппозиционного, на по что из они, на что Турции злоумышленник деталях, на что по как Украины, не бы что или чтобы, не по что Анастасия уже, не что по Коркоран генерал, не что по это Украины, не что это по из, нефтегаз, нефть, обвинения на призвал Семены приговоры, по, природа, селе появилась улицы Москаль Энди, тэк, украинского Парубий музей открыть Верховной, что на по до это, что по из военных деэскалации

Показать все теги
Наш опрос
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое


Показать все опросы
Все новости
» »



От «цистерн» до «Арматы»: как на протяжении столетия менялась бронетанковая техника (ФОТО)

  • 16 сентября 2017 |
  • 06:09 |
  • Комментарии: 0

От «цистерн» до «Арматы»: как на протяжении столетия менялась бронетанковая техника (ФОТО)


15 сентября 1916 года в битве при Сомме англичанами впервые были применены танки. Несмотря на большое количество недоработок, эти машины показали свою эффективность. Вторая мировая война и начало противостояния между СССР и США стали стимулом для развития бронетанковых войск. С окончанием холодной войны значимость танков снизилась, однако ведущие державы продолжают их совершенствовать.



Поля Первой мировой войны стали полигонами для испытания новейших на тот момент видов вооружений. Неудивительно, что именно в этот период впервые применили и авиацию, и танковые силы. Боевое крещение танки прошли 15 сентября 1916 года в битве при Сомме.



Английские войска пустили в бой танки Mark I, оснащённые 57-мм пушкой и несколькими пулемётами. Машины двигались со скоростью 6 км/ч и помогали прорывать инженерные укрепления противника — проволочные заграждения и траншеи.



От «цистерн» до «Арматы»: как на протяжении столетия менялась бронетанковая техника (ФОТО)



Mark I («самец») © Wikimedia Commons



Атака англичан завершилась успешно. Потери пехоты при наступлении оказались в 20 раз меньше, чем обычно.




Mark I весом почти 30 тонн и длиной около 10 м фактически выполнял функцию тарана, оказывал огневую поддержку пехоте и прикрывал солдат от пуль и мелких осколков.




Однако первое боевое применение выявило и существенные недостатки английского танка. Из 49 машин, подготовленных к бою, 17 вышло из строя до его начала. Девять танков сломались во время атаки, а ещё пять — застряли в болоте. Но оставшимся 18 танкам удалось продвинуться на 5 км вглубь линии немецкой обороны.


Загадочные «цистерны»


Mark I был громоздкой, капризной и неуклюжей машиной, которая, безусловно, нуждалась в совершенствовании. Тем не менее в целом английский танк продемонстрировал перспективность применения подобной техники, особенно в условиях позиционного боя, когда линия фронта представляет собой сплошные траншеи, окопы, минные поля и преграды из колючей проволоки.



Создание Mark I во многом стало следствием стремительного научно-технического прогресса перед Первой мировой войной. В частности, в конце XIX века были изобретены основные элементы будущей конструкции танка: гусеничная платформа, двигатель внутреннего сгорания, броня, скорострельные пушки и пулемёты.




Англичане назвали свою боевую машину tank, что в переводе означает «резервуар», «цистерна». Военные с Туманного Альбиона держали в секрете разработку и при перевозке обозначали в документах гусеничные машины как «цистерны» (tanks).




Великие державы подхватили опыт Великобритании и начали создавать собственные образцы. Первое время громоздкие машины были лишены поворачивающейся башни, гусеницы находились не в нижней части танка, а по бокам, опоясывая корпус.



Орудия были установлены по периметру танка, а броня не выдерживала прямого попадания снаряда. На ходу в танке скапливались выхлопные газы и бензиновые пары, температура внутри машины иногда достигала 70 градусов.



Никакой «методички» по использованию танков не было ни у одной страны мира, и командиры не имели чёткого представления о том, как их применять в бою. За нелепый внешний вид и неповоротливость русские офицеры прозвали танки «лоханями».



Первые проекты российских танков оказались неудачными. Среди них «Царь-танк» (в форме гигантского артиллерийского лафета), танк Пороховщикова («Русский вездеход»), боевая машина Менделеева — сына известного химика, бронированный трактор Гулькевича.


Средство прорыва обороны


Советское танкостроение ведёт отсчёт с 1919 года. Тогда Красная армия захватила трофейный французский танк Renault FT. Машина была разобрана и тщательно исследована. Так появился советский танк МС. Первый экземпляр получил название «Борец за свободу тов. Ленин».



От «цистерн» до «Арматы»: как на протяжении столетия менялась бронетанковая техника (ФОТО)


Пушечный танк Рено FT © Wikimedia Commons



Renault FT оказался довольно удачной, простой в производстве и дешёвой машиной. При её создании французы ушли от ромбической формы кузова и добавили поворачиваемую орудийную башню. В итоге получился лёгкий и относительно манёвренный (по меркам того времени) танк, послуживший во многом основой для всего последующего танкостроения.



Достижения англичан и французов продемонстрировали перспективность использования на поле боя небольших бронированных машин, хотя в головах европейских и советских конструкторов жила идея о создании тяжёлых и сверхтяжёлых танков, которые бы обладали мощными орудиями и непробиваемой бронёй.



Межвоенный период (1918–1939) был временем бурного развития танкостроения. Танки приняли участие почти во всех локальных конфликтах 1920–1930-х годов и зачастую играли решающую роль в сражениях.




В 1929 году Советским Союзом была утверждена Система танко-тракторного автоброневого вооружения РККА и разработана Теория глубокой наступательной операции, предусматривающая применение крупных бронетанковых соединений.




Москва сделала ставку на производство скоростных крейсерских танков (до 30 тонн), способных в кратчайшие сроки покрывать большие расстояния и эффективно действовать на оперативных просторах. Ввиду отсутствия научно-технологической базы СССР создавал машины на основе американского танка M1931 (танк Кристи) и английского Vickers Mk E.



Переработанным вариантом M1931 стал лёгкий танк БТ-2 (семейство быстроходных танков), а лёгкий Т-26 напоминает Vickers Mk E. Обе модели стали основными танками советской армии. Причём БТ-2 был позднее модифицирован в БТ-5 и БТ-7, которые легли в основу легендарного Т-34.



От «цистерн» до «Арматы»: как на протяжении столетия менялась бронетанковая техника (ФОТО)



БТ-2 серийный пушечно-пулемётный © Wikimedia Commons




Широкомасштабное производство танков началось в 1929 году на Ленинградском заводе «Большевик» (бывший Обуховский сталелитейный завод, основанный в 1863 году).




Также центрами танковой промышленности стали Харьков и Москва.



В 1930-е годы советские конструкторы пытались создать тяжёлые танки (свыше 30 тонн). Первым стал пятибашенный Т-35. Однако идея рассредоточения огня оказалась несостоятельной: командир танка не мог управлять стрельбой одновременно из всех башен и давать целеуказания наводчикам.



От «цистерн» до «Арматы»: как на протяжении столетия менялась бронетанковая техника (ФОТО)



Тяжелый танк Т-35А на параде © Wikimedia Commons



К началу Второй мировой войны у великих держав сложились разные представления о роли и назначении танков в бою. Французы, американцы и итальянцы отводили танкам вторичную роль сопровождения кавалерии и пехоты.



Англичане придавали танковым войскам большее значение. На вооружении Великобритании стояли два типа танков: поддержки пехоты и крейсерские. Пехотные были слишком тихоходными, но обладали мощной бронёй. Крейсерские, наоборот, отличались быстроходностью и слабой защитой.




Германия и Советский Союз имели схожие взгляды на применение танков. Обе страны рассматривали танк как средство прорыва глубокоэшелонированной обороны противника и дальнейшего наступления в тылу.


Основная боевая единица


Вторая мировая война выявила недостатки в подходах к использованию танков. Прежде всего, великие державы не продумали сценарий крупномасштабного сражения между танковыми частями и не позаботились о системе противовоздушной обороны бронетехники. Также война ознаменовала закат эры лёгких танков.



Колоссальный опыт, полученный во Второй мировой войне, и начавшееся противостояние между СССР и Западом стали естественным стимулом дальнейшего совершенствования танков.



Танки воспринимались как основная боевая единица для прорыва обороны противника. В период холодной войны проводились смелые эксперименты с компоновкой и вооружением. Важным этапом стал отказ от существовавшего разделения танков на лёгкие, средние и тяжёлые: в 1970-е годы на вооружение встал «основной боевой танк».



Усилия конструкторов были направлены на улучшение ходовых качеств, стабилизацию орудия, повышение точности и дальности стрельбы, а также на улучшение защитных характеристик.




Наиболее удачной послевоенной моделью стал советский Т-54/55, который производился до 1974 года.




От «цистерн» до «Арматы»: как на протяжении столетия менялась бронетанковая техника (ФОТО)



Средний танк Т-54 в музее Верхней Пышмы © Wikimedia Commons



Это был первый в мире серийный танк с автоматической противоатомной защитой (корпус герметизировали и снабдили нагнетателем для создания избыточного давления, препятствующего проникновению внутрь радиоактивной пыли) и комплексом активной защиты КАЗ «Дрозд».



На базе Т-55 появился средний танк Т-62. Его отличительной особенностью была гладкоствольная пушка калибром 115 мм, которая могла вести стрельбу оперёнными подкалиберными снарядами с очень высокой начальной скоростью (1615 м/с). Средняя дальность стрельбы прямой наводкой составляла 4000 м, а наибольшая — 5800 м.



От «цистерн» до «Арматы»: как на протяжении столетия менялась бронетанковая техника (ФОТО)



Танк Т-62 РИА Новости © Павел Лисицын



Символом революции в танкостроении является танк Т-64, который выпускался с 1969 года. В этой машине сочетаются подвижность средних танков, высокий уровень защиты и огневая мощь тяжёлых танков.




Т-64 стал первым танком второго поколения и послужил основой для создания Т-72 и Т-80, модернизированные варианты которых стоят на вооружении российской армии.




От «цистерн» до «Арматы»: как на протяжении столетия менялась бронетанковая техника (ФОТО)



Танк Т-72 Б1 РИА Новости © Сергей Пивоваров



Т-72 стал самым массовым танком второго поколения и поставлялся почти во все страны Варшавского договора. А Т-80 стал первым танком с единой газотурбинной силовой установкой и системой встроенной динамической защиты. До этого на танки преимущественно ставились дизельные моторы.


В боевом строю


Окончание холодной войны привело к сворачиванию концепции крупномасштабной сухопутной войны, где танки играли ведущую роль. В 1990-е годы численность танков в западных странах и РФ была значительно сокращена. В 2000-е годы ряд государств, например Бельгия и Голландия, даже решили вывести танки из состава вооружённых сил.



Кроме того, в связи с распространением переносных ракетных комплексов танки оказались уязвимы, особенно в условиях городских боёв.



Современный характер войны требует усиления защиты танков от попаданий кумулятивных снарядов. Конструкторы решили сделать башню танка необитаемой и отделить боекомплект от экипажа. Ещё одной тенденцией стала максимальная автоматизация процессов управления, наводки, ведения огня и взаимодействия с другими войсками на поле боя.




Воплощением самых передовых технологий в танкостроении является российский проект Т-14 «Армата».




От «цистерн» до «Арматы»: как на протяжении столетия менялась бронетанковая техника (ФОТО)



Танк Т-14 «Армата» механизированной колонны Московского гарнизона РИА Новости © Илья Питалев



Это единственный в мире танк третьего поколения, который абсолютно не похож на другие машины.



Концепция Т-14 заключается в более эффективном взаимодействии с артиллерией, зенитными комплексами и другими танками. «Армата» имеет необитаемую орудийную башню, представляющую собой роботизированный боевой модуль.



К достоинствам Т-14 относят систему активной защиты «Афганит» и комплекс динамического бронирования «Малахит», которые способны обезопасить танк даже от новейших переносных комплексов. Необычайной крепостью отличается многослойная металлокерамическая броня лобовой части.



Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил, что в будущем танк останется «наиболее устойчивым и мощным средством» на поле боя как в оборонительных, так и в наступательных операциях. Но современные танки должны быть защищены от высокоточного и самонаводящегося оружия и средств радиоэлектронной борьбы.



«Повышение эффективности современной бронетанковой техники при выполнении поставленных задач постепенно приводит к сокращению её общей численности. Однако танки и впредь будут оставаться важнейшей составляющей вооружённых сил армий мира.




Не раз я слышал прогнозы о „смерти“ танков — и ни разу они не сбывались», — заявил Мураховский.




Святослав Петров, Алексей Заквасин



Читайте также: Мощный взрыв на крупнейшей военной базе США: множество пострадавших


Источник



Также смотрите: 


Похожие новости:


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.