,
Новости от наших партёнров
MD-530 вертолетов Афганистан что афганских, Айн января Вади Барада насосной, ГЭС, Гройсман на так кто что, Диденко Виталия его сказано помиловал, Ливии берегов Хафтар на авианосец, На, Савченко что на как является, Сирия, Сулейман района под контроль аль-Халяби, армия, газ, году, ко Вооруженных сил Дню состоится, марс, между августа стороны Хасаке курдами, на Гао лагерь Хади Абдул, на Самойловой по Украины что, на для как ВКС по, на коммунальных «О КСУ что, на минимальной что зарплаты Бальцерович, на по что из они, на работы для по лазерного, на что Ту-154 из как, на что по ТАВКР Су-33, не по что Анастасия уже, не что Авакова министра полиции, не что ли как вы, нефтегаз, нефть, памятника Мазепе УПЦ открытие Олег, по, по из калибра раз, природа, производство «Укроборонпром» не за что, резолюции ООН проект вариант на, соединить предложил США тоннелем под, тэк, что на Алеппо по же, что на оппозиционные стремятся Джонсона

Показать все теги
Наш опрос
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое


Показать все опросы
Все новости
» »


Турк-поход


Турк-поход

Турция заявила о планах закупить российские зенитные ракетные системы большой и средней дальности С-400 «Триумф». Окончательного согласия сторон, в том числе и по цене, пока нет, однако если контракт будет подписан, это станет тектоническим сдвигом на мировом рынке вооружений. Мы оценили перспективы этой сделки и выяснила, почему входящая в НАТО страна интересуется перспективными российскими системами вооружения.


Покупку страной – членом НАТО такой значимой системы вооружения в России можно как минимум назвать необычной. По оценкам экспертов, решения о заключении по-настоящему крупных контрактов на приобретение столь серьёзных систем вооружений, как ЗРС большой дальности, – это прежде всего политика, чисто военные соображения здесь находятся на втором плане. При этом не исключено, что ради стабилизации российско-турецких отношений Россия пойдёт на коммерческие уступки Анкаре – например, поставит системы в кредит или со значительными обременениями. Впрочем, вряд ли такой шаг можно было бы назвать правильным – не стоит забывать, что С-400 пользуется значительным спросом на рынке вооружений. Так, в марте 2017 года Россия начала поставлять С-400 в Китай по контракту на 3 млрд долларов, а сейчас в очереди на поставку стоит Индия.


Турции рекомендовали не покупать ЗРС вне НАТО


Нет никаких сомнений, что Турции нужна такая система противовоздушной обороны. Напомним, что в 2013 году Россия уже принимала участие в турецком тендере на поставку ЗРС большой дальности. Конкурентами тогда выступили производители аналогичных систем из стран НАТО: европейский консорциум EUROSAM, компании Raytheon и Lockheed Martin, кроме того, американские фирмы предлагали противоракетный комплекс Patriot, состоящий на вооружении армии США. Но в итоге победил Китай, предложивший систему HQ-9 – аналог российского ЗРК С-300 «Фаворит». Это вызвало обеспокоенность у партнёров Турции по НАТО, которые не рекомендовали закупать стратегические системы вне альянса. Действительно, когда речь идёт о сложной системе противовоздушной обороны, интеграция иностранных ЗРС в систему ПВО по стандартам НАТО может вызвать определённые сложности. В итоге Турция от китайского варианта отказалась. И вот теперь история повторяется.


Впрочем, несмотря на то что стороны заявляют о приближении переговоров между Россией и Турцией к финалу, ряд экспертов очень низко оценивают вероятность подобной сделки, считая, что Турция на самом деле не намерена покупать ЗРС, а лишь демонстрирует НАТО свою самостоятельность. В связи с этим российские ЗРС выступают для Эрдогана в качестве инструмента по накачке его собственного политического веса.


После продажи ЗРС Россия окажется в условиях, когда любая страна НАТО сможет провести учения авиации, в ходе которых будут изучаться возможности нейтрализации российской системы ПВО.


Понимают ли это в Москве или же возможность продажи С-400 рассматривается всерьёз? В принципе никаких юридических препятствий для продажи Россией Турции ЗРС С-400 на сегодня не существует, поскольку эта страна входит в число государств, с которыми военно-техническое сотрудничество разрешено. И хотя Турция не относится к числу крупных импортёров российских вооружений, но опыт военно-технического сотрудничества с этой страной всё-таки есть. По данным SIPRI (Stockholm International Peace Research Institute), с 1992 года РФ поставила в Турцию 174 бронетранспортёра БТР-80, 23 единицы БТР-60ПБ и 19 вертолётов Ми-17. Кроме того, в 2008 году с Турцией был заключён контракт на поставку 80 пусковых установок и 800 ракет противотанкового ракетного комплекса «Корнет», предусматривающий поставку ещё 720 боекомплектов в случае соответствующего запроса с турецкой стороны.


Анкара поможет обойти санкции


Ситуация с поставками С-400 усложняется тем, что Анкара настаивает на передаче части технологий и совместном производстве некоторых частей этих ЗРС. Учитывая амбиции Турции в оборонной промышленности, эксперты считают, что реализация совместных проектов могла бы стать перспективным направлением. Турция проводит относительно независимую военно-техническую политику, её оборонная промышленность динамично развивается. Стоит отметить, что в Турции создана неплохая радиоэлектронная промышленность, так что локализация производства некоторых элементов систем ПВО возможна. Потому высказывается предположение, что контракт на продажу Анкаре С-400 на самом деле является ширмой – мол, благодаря ему Турция могла бы выступить посредником по передаче в РФ ряда военных технологий и систем западного происхождения, которые попали под санкции. В первую очередь речь идёт о необходимых для Российской армии электронно-оптических и тепловизионных системах, а также элементной базе военной электроники. Однако с учётом того, что турецкая военная промышленность сама серьёзно зависит от западных комплектующих и лицензий, неясно, готов ли Эрдоган обострить отношения с партнёрами по блоку, вступая в отношения с Москвой.


Кроме того, передача С-400 в страну, являющуюся членом НАТО, несёт определённые риски для самой России. С одной стороны, у этой ЗРС имеется множество различных модификаций, и маловероятно, чтобы экспортная версия была столь же передовой, как и та, которой располагает сама Россия. Возможно, будет модернизирована электронная начинка С-400, в которую Россия добавит блок, не позволяющий сбивать российские и сирийские самолёты. С другой стороны, после продажи ЗРС Россия окажется в условиях, когда любая страна НАТО сможет провести учения авиации, в ходе которых будут изучаться возможности нейтрализации российской системы ПВО, основу которой как раз составляют С-400. Один из членов НАТО – Греция – уже эксплуатирует более старую систему – С-300, которую она получила от первоначального покупателя – Кипра.


И израильские самолёты, принимавшие участие в совместных с Грецией учениях, в ходе них как раз учились преодолевать защиту системы ПВО, нащупывая уязвимость российских комплексов.


Виктор МУРАХОВСКИЙ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса:


– Эпопея с закупкой Турцией современных систем ПВО длится много лет. Известна история, когда Анкара проводила тендер по таким системам дальнего действия и планировала закупать китайскую систему HQ-9. В итоге контракт так и не был заключён. Затем Турция пыталась получить американскую систему ПВО Patriot, но американцы отказывались её поставлять, поскольку Турция выдвинула условие на передачу неких технологий, к чему в США не были готовы. Так что нынешние сообщения – это предконтрактная подготовка, скорее всего работа непосредственно по самому контракту даже не начиналась. В настоящее время идёт обсуждение некоторых ключевых условий – в первую очередь по возможности или невозможности передачи технологий. Турция стремится получить ряд технологий, но Россия не пойдёт на их передачу.


Не стоит опасаться, что системы С-400 поставляются в страну НАТО, решающего влияния этот факт не имеет. Россия и ранее поставляла современные системы вооружения странам альянса – к примеру, в Грецию уходили зенитные ракетные комплексы С-300 «Фаворит» и «Бук». Чтобы подобные поставки не угрожали национальной безопасности, для каждого экспортируемого вооружения составляется паспорт экспортного облика. В этом документе прописываются ограничения, после чего их утверждает Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, которая несёт ответственность за соответствующие конфигурации образцов вооружения и военной техники в экспортном исполнении. Что касается количества ЗРС, которое может купить Турция, то, как правило, минимальная поставка составит два дивизиона – меньше покупать нецелесообразно для заказчика. Поскольку технику необходимо обслуживать и обучать расчёты, то как минимум один дивизион будет выпадать из процесса несения боевого дежурства. Поэтому минимум турки купят два, а скорее всего четыре дивизиона. При этом нужно учитывать, что С-400 – далеко не самая дешёвая система, стоимость дивизиона в минимальной комплектации составляет порядка полумиллиарда долларов; таким образом, за четыре дивизиона придётся выложить около 2 млрд долларов. Для Турции это дорого, отчего ей придётся просить у Москвы кредит, а значит, ставить себя в большую зависимость, чего Анкара хотела бы избежать. Потому, учитывая все сложности с финансированием, проблемами спецификации и передачи технологий, всё ещё велика вероятность того, что сделка с Россией просто не состоится.





Похожие новости:


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.