,

Новости от наших партёнров
Наш опрос
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое


Показать все опросы
Все новости
» » В гости без подарка: почему Путин не привезет в Токио Курилы



В гости без подарка: почему Путин не привезет в Токио Курилы

  • 22 ноября 2016 |
  • 19:11 |
  • Комментарии: 0

В гости без подарка: почему Путин не привезет в Токио Курилы

Япония и Россия учредят совместный венчурный фонд для развития проектов двустороннего сотрудничества с капиталом в 100 миллиардов иен (около $902 миллионов). Об этом сообщила японская газета «Никкэй», уточнив, что доли стран в этом фонде будут примерно равны.


О перспективе создания такого фонда в кулуарах саммита АТЭС в Лиме говорил и глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.


По данным издания, венчурный фонд, в создании которого примет участие Японский банк международного сотрудничества (JBIC), начнет функционировать в 2017 году. В основном он займется финансированием проектов в области медицины, городского строительства и модернизации предприятий.


Во время визита в Японию президента России Владимира Путина, намеченного на середину декабря, JBIC рассчитывает подписать с российскими партнерами не менее десяти меморандумов о взаимопонимании. Совместный фонд, по замыслу его организаторов, призван стать посредником между российскими и японскими бизнесменами.


Однако главной темой визита все же станет обсуждение перспективы подписания мирного договора между странами и тесно переплетенная с этой проблема спорных территорий — южных Курил.


Из Владивостока в Токио через Лиму


Создание совместного фонда для инвестиций в общие проекты вполне укладывается в логику последних событий в области развития российско-японских отношений.


До сих пор главным тормозом этого развития является отсутствие мирного договора между странами, так и не подписанного после окончания Второй Мировой войны. Причина — незавершенный территориальный спор между Японией и Россией по поводу нескольких южных островов Курильской гряды — Итуруп, Кунашир, Шикотан и группы островов Хабомаи.


Япония претендует на эти острова, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Россия настаивает на том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление. Совместная декларация 1956 года предусматривала передачу Японии Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, однако судьба Кунакшира и Итурупа в нем не затрагивалась, и это осложнило переговорный процесс на протяжении последующих 60 лет.


До сих пор позиция официального Токио сводится к тому, что Япония готова обсуждать заключение мирного договора лишь после того, как получит все острова. Москва мирный договор обсуждать готова, но без каких-либо предварительных условий, и отказываться от островов в качестве первого шага не намерена.


2 сентября президент России Владимир Путин во Владивостоке провел переговоры с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, на которых стороны, кроме прочего, обсудили проблему заключения мирного договора между и условились продолжить консультации по этой теме. В частности, Путин напомнил о меморандуме 1956 года, однако впоследствии отверг возможность передачи Японии островов в обмен на инвестиции.


«Мы территориями не торгуем», — заявил тогда российский президент.


Во вторник в столице Перу Лиме на полях саммита АТЭС Владимир Путин вновь провел переговоры с Синдзо Абэ, по итогам которых он сообщил, что Россия и Япония ищут пути для заключения мирного договора, и ключом к нему является повышение доверия через расширение сотрудничества. По словам президента России, японский премьер предложил программу активизации деловых и экономических связей двух стран из восьми пунктов, которые, в том числе, касаются совместной деятельности на спорных островах.


«Это реализация достаточно крупных проектов, и не только на островах, но между Россией и Японией в целом», — добавил Путин.


Комплекс вопросов по мирному договору и спорным территориям будет основным и на предстоящих двухсторонних переговорах ходе намеченного на декабрь визита Владимира Путина в Японию.


«Пока это только слова»


Можно ли расценивать наметившееся оживление российско-японского экономического сотрудничества как первые реальные шаги к достижению соглашения о подписании мирного договора?


Пока это только слова, источниками которых, главным образом, являются японские СМИ. Позиция же официального Токио по-прежнему остается неизменной: речь о мирном договоре может идти только после того, как южные Курилы будут возвращены Японии, утверждает профессор Института стран Востока, член исполнительного совета Ассоциации историков Второй мировой войны Анатолий Кошкин.


Что же касается инвестиционных проектов, то реализация их, конечно же, возможна, но только не в спорной территориальной зоне, убежден он.


«Как правило, следом распространяются заявления официальных лиц из МИДа или правительства Японии, которые опровергают те или иные обнадеживающие сообщения японских изданий. Дело в том, что, согласившись вести совместную экономическую деятельность на спорных островах, Япония де-факто признает суверенитет России на этих территориях. Потому в ближайшее время трудно ожидать каких-либо активных действий со стороны японского бизнеса и банков на спорных островах», — говорит Анатолий Кошкин.


По словам эксперта, в Японии, где он недавно побывал, усилиями СМИ создана некая эйфория — многие японцы верят, что Владимир Путин в декабре привезет им в подарок Курильские острова, и в ответ их страна готова развивать сотрудничество не только на Курилах, но и в Сибири, на Дальнем Востоке.


Однако при обилии всех вариантов компромиссов, официальная позиция Токио остается твердой, жесткой, близкой к ультиматуму: выход на подписание мирного договора возможен лишь после признания японскими всех четырех островов. При этом речь о возвращении к тексту Совместной декларации 1956 года, подразумевающему передачу лишь двух островов в виде жеста доброй воли, также не идет.


«И эта официальная позиция не может быть сейчас изменена, потому что японские политики являются заложниками навязанной им в 50-е годы Соединенными Штатами проблемы так называемых «северных территорий», — утверждает Анатолий Кошкин.


Тогда, в 50-е, Вашингтон пригрозил Токио тем, что если Япония достигнет компромисса с Советским Союзом по Курильским островам, США оставят себе остров Окинава и весь архипелаг Рюкю. Хотя Окинава с 1972 года возвращена под юрисдикцию Японии, там по-прежнему находятся крупные американские военные базы.


Реформы Трампа могут помочь Японии


Япония действительно никогда не была независимой от США в рассмотрении вопроса о спорных островах, однако сегодня, на фоне уходящего Барака Обамы и занимающего Белый дом Дональда Трампа, она может обрести бóльшую самостоятельность, считает вице-президент Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» Юрий Бялый. Речь, прежде всего, идет о намерении нового американского президента выйти из договора о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП).


«Если США действительно выйдут из ТТП, то у Японии появится некое пространство для маневра. В Токио есть понимание того, что не имеет смысла продолжать конфронтацию с Россией в условиях, когда на однозначную поддержку — в том числе, экономическую, торгово-рыночную — со стороны Соединенных Штатов рассчитывать больше не приходится. И нужно решать проблемы взаимодействия напрямую, на двухсторонней основе», — говорит Юрий Бялый.


Проблем, о которых идет речь, немало, и Япония очень во многом нуждается в России, утверждает аналитик. Ей необходим рынок — есть гигантские объемы неработающих капиталов, которые надо пристроить. Чрезвычайно велик интерес в энергетическом сотрудничестве, в котором Россия гораздо более выгодна, чем все отдаленные поставщики энергоносителей. Наконец, ядерные технологии, в том числе, касающиеся проблемы АЭС «Фукусима» и восстановления атомной энергетики страны — у России в этих вопросах компетенция несравненно выше, чем у Японии. Взаимный интерес есть и во многих других областях.


Работа над программой двухстороннего экономического сотрудничества, организация совместного инвестиционного фонда — это шаги к нормализации отношений на фоне постепенного решения проблемы Курильских островов, полагает Бялый. Решить ее быстро и легко по-прежнему невозможно — в силу и внутриполитических, и геополитических причин нельзя найти решение, которое одинаково устраивало бы обе стороны.


«Абэ, отказавшись от твердой позиции Японии, совершит политическое самоубийство. Но точно так же Путин не может отказаться от позиции России, озвученной до него и неоднократно им повторенной. Поэтому взятый курс — своего рода способ аккуратно отнести вопрос об островах на периферию и сосредоточиться на взаимовыгодном сотрудничестве», — говорит он.


Таким образом, надежды на то, что «Путин привезет в Токио Курилы», конечно же, несбыточны. Путин привезет готовность к сотрудничеству, а как и в какой степени ее готовы воспринять там — покажут результаты его визита.


Тем временем, на островах Итуруп и Кунашир Россия разместила ракетные комплексы «Бастион» и «Бал», предназначенные для защиты морского побережья.





Также смотрите: 


Похожие новости:


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.