,
Новости от наших партёнров
Наш опрос
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое


Показать все опросы
Все новости
» » В русскую Арктику на новом ледоколе


В русскую Арктику на новом ледоколе

  • 30 июля 2016 |
  • 18:07 |
  • Комментарии: 0

В русскую Арктику на новом ледоколе

В понедельник на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге с опережением графика на два месяца был заложен второй серийный атомный ледокол «Урал» проекта 2222.


Ледокол «Урал» — одно из трех судов, которые строятся для обновления атомного ледокольного флота РФ. У трех действующих российских атомоходов к 2020-м годам закончатся сроки эксплуатации. Им на смену должны прийти три атомохода: головное судно «Арктика», а также два серийных судна «Сибирь» и «Урал». Сдача головного ледокола серии 22220 «Арктика» запланирована на конец 2017-го, «Сибири» — на 2019-й, «Урала» — на конец 2020-го.


На данный момент Россия занимает ведущие позиции в мире в сфере навыков и практики строительства судов и кораблей, предназначенных для работы в самых высоких широтах, а также обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, способным решать весь спектр задач обеспечения национального присутствия в Арктике. Строительство новых судов, призванное сохранить лидерство России, осуществляется в таком же высоком темпе, как и обновление ВМФ. Так, при строительстве серии «Арктика» были применены технологии, которые раньше никогда не использовались в атомном флоте. Двойная осадка с регулируемой глубиной погружения даст ледоколам возможность проводить караваны судов во льдах как в морях, так и в устьях рек, а время работы реактора на одной зарядке топлива — не менее 6–7 лет — ограничивает продолжительность его походов количеством продовольствия на борту. Благодаря высочайшему уровню автоматизации экипаж судна составляет 75 человек, что совсем немного.


Подавляющее превосходство


История отечественного атомного ледокольного флота началась 3 декабря 1959 года. В этот день был принят в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин». Только с появлением в 1970-е годы целого семейства таких судов Северный морской путь начал обретать очертания национальной транспортной артерии в Арктике.


Неоспоримое в обозримой перспективе лидерство России в навигации среди льдов в последнее время становится ощутимым поводом для беспокойства других стран, претендующих на полезные ископаемые Севера, и прежде всего США.


В сентябре прошлого года большой «любитель» России сенатор Джон Маккейн опубликовал в The Wall Street Journal весьма характерную статью, в которой обрушился с критикой на Барака Обаму, сосредоточившегося на проблеме изменения климата вместо борьбы с «серьезной и непосредственной угрозой».


В то время как полярный лед тает, Россия «спешит установить контроль над новыми водными путями через Северный Ледовитый океан», бил тревогу сенатор. По его мнению, ответ США на это слишком «невнятен».


«В настоящее время Россия располагает 27 ледоколами, а США имеют только два, причем один из них сейчас не функционирует. Мы даже не в одной лиге с Россией. Мы вообще не играем в эту игру», — цитировал сенатор заявление коменданта Береговой охраны (БОХР) США, сделанное в июле прошлого года.


Это правда — по числу ледоколов США из всех приарктических государств обгоняют разве что такие великие морские державы, как Эстония и Латвия, а также Германию, никогда не претендовавшую на статус покорителя Северного полюса.


Стоит отметить, что Маккейн некорректно процитировал американские же источники. По ним у России не 27, а 35 ледоколов, хотя обычно речные ледоколы западной статистикой, как правило, не учитываются.


Впрочем, начальник Береговой охраны США Пол Цукунфт сообщал, что у РФ 41 ледокол и еще 14 — в постройке.


Эти эффектные цифры привлекли внимание общественности. Издание The New York Times выпустило обширную поясняющую статью, где говорилось, что ледоколы нужны России для провоза сухогрузов по Северному морскому пути — потенциально самому короткому морскому пути из Европы в Азию, не требующему прохода через Суэцкий канал и более дешевому.


В связи с этим Обама обратился к Конгрессу с распоряжением найти необходимые ресурсы для строительства и покупки ледоколов. По его словам, только такие суда могут круглый год курсировать в полярных регионах страны, и только увеличение их численности поможет США «сократить отставание от России в рамках мирового соперничества за Арктику».


Еще в 2011 году Береговая охрана предоставила Конгрессу и общественности обоснование желаемого состава ледокольного флота — по три тяжелых и средних ледокола для выполнения собственных задач или шесть тяжелых и четыре средних ледокола для выполнения собственных задач и присутствия в интересах ВМС.


Сейчас у БОХР имеется всего три неатомных ледокола — тяжелые Polar Sea (сдан в 1978 году, находится в неисправном состоянии с 2011-го, нуждается в ремонте) и Polar Star (сдан в 1976-м, прошел ремонт в 2006–2012 годах), а также средний Healy (сдан в 2000-м).


Забавно, что, имея, грубо говоря, полтора неатомных ледокола, в Конгрессе упорно говорят о том, что «партнеры США в Арктическом совете заинтересованы в лидерстве США в регионе». Однако, как уточнил Цукунфт, эти партнеры скептически относятся к готовности Вашингтона взять на себя эту роль с учетом количества и качества ледоколов.


«В настоящее время у русских есть магистрали высшего класса, у нас же только грунтовые дороги с ямами», — посетовал сенатор от Аляски Дэн Салливан.


В свою очередь, губернатор Аляски Билл Уокер в интервью тему ледоколов развивать не стал, но пожаловался на сокращение численности военных в его штате как раз в тот момент, когда Россия «демонстрирует свою силу». По его словам, русские сейчас наращивают военную мощь, как во времена холодной войны, а ведь от России до Аляски рукой подать. «Они открывают десять старых баз и строят еще четыре в Арктике», — подчеркнул Уокер.


Вне всякого сомнения, развитие любой, в том числе военной, инфраструктуры в Арктике невозможно без развитого ледокольного флота, в том числе и военного. Как минимум один из русских ледоколов, «Советский Союз», построен с учетом возможного участия в активных боевых действиях при необходимости, до наступления которой боевые модули и компоненты частично ждут своего часа на борту, а частично хранятся на складах.


«Лидеры» для лидерства


13 января 2016 года Береговая охрана США опубликовала информацию о проведении закрытых переговоров с представителями промышленности в рамках программы по модернизации ледоколов типа Polar. Поскольку переговоры не были доступны общественности, известно лишь то, что речь шла о неатомном тяжелом ледоколе со сроком службы около 40 лет, эквивалентном по своим возможностям имеющимся Polar.


На этом фоне уже в 2016 году Россия планирует начать проектирование ледокола совершенно нового поколения — «Лидер». Его уникальность заключается в том, что это будет первый в мире ледокол с габаритами, позволяющими преодолевать четырехметровый лед, примерно на полтора метра превосходя действующие нормы, оставляя полосу свободной воды достаточной для прохода самых крупных танкеров и газовозов ширины. При этом ожидается, что в самые тяжелые для проводки месяцы (с февраля по май) средняя скорость проводки судов вырастет до 12 узлов по сравнению с 6 узлами при использовании строящихся ледоколов типа «Арктика».


inosmip.ru






Также смотрите: 


Похожие новости:


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.