,
Новости от наших партёнров
Наш опрос
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое


Показать все опросы
Все новости
» » Какова реальная готовность украинских катеров проекта 58155 «Гюрза-М»


Какова реальная готовность украинских катеров проекта 58155 «Гюрза-М»

  • 16 июля 2016 |
  • 15:07 |
  • Комментарии: 0

Какова реальная готовность украинских катеров проекта 58155 «Гюрза-М»

Президент Украины Петр Порошенко, выступая в воскресенье 3 июля в Одессе на торжествах, посвященных празднованию Дня Военно-морских сил, объявил о том, что «именно сегодня в состав Военно-морских сил Украины войдут два бронированных артиллерийских катера». Событие, поистине знаменательное, если учесть, что предыдущий новый боевой корабль корвет «Тернополь» был принят ВМСУ более 10 лет назад — 16 января 2006 г.


Однако, как уже не раз случалось, эти слова президента не во всем соответствовали действительности, поэтому ему самому немедленно пришлось добавить, что «катера передаются именно сегодня на боевые испытания, на постановку на вооружение». Тем самым была официально подтверждена информация, ставшая достоянием гласности в середине ноября прошлого года, когда в не менее торжественной обстановке на территории ПАО «Завод «Ленинская кузница» эти катера были спущены на воду.


Тогда некоторые средства массовой информации также поспешили известить о том, что они «своим ходом ушли в Черное море, где войдут в состав ВМСУ». Однако за многочисленными желто-голубыми надувными шариками не удалось скрыть отсутствие на катерах не только силовой установки, но и практически всего комплекса оборудования и вооружения, включая навигационную РЛС, интегрированную систему связи и навигации, датчики обнаружения лазерного облучения и оптико-электронную систему управления огнем. Вскоре выяснилось, что новейшей украинской морской технике еще предстоит достройка на одесском судоремонтном предприятии «Судоверфь Украина» (бывший судоремонтный завод имени 50-летия Советской Украины), входящем в состав ГП «Одесский морской торговый порт», после чего она, пройдя государственные испытания, будет принята в состав флота. Подразумевалось, что это произойдет ко Дню ВМСУ — 3 июля 2016 г.


Украинские военные были настолько в этом уверены, что, не дожидаясь завершения испытаний, в апреле текущего года заместитель министра обороны генерал-лейтенант Игорь Павловский сообщил о том, что «военное ведомство заказало на заводе еще четыре аналогичных малых бронированных артиллерийских катера, а в течение ближайшего месяца будут заложены еще два катера несколько иного класса», в которых специалисты опознали десантно-штурмовые корабли проекта «Кентавр». Однако спустя 8 месяцев после того, как катера покинули родное киевское предприятие, появилась информация о том, что «в ходе испытаний и стрельб были выявлены многочисленные недоработки в конструкции бронекатеров, поэтому флот не может принять их в эксплуатацию в таком виде. Сейчас испытания приостановлены для устранения просчетов». В результате на празднике с участием президента Украины пришлось ограничиться лишь официальным присвоением кораблям названий — «Бердянск» и «Аккерман», которые Порошенко почему-то счел «населенными пунктами, символизирующими наше боевое и национальное единство».


Попутно выяснилось, что, хотя уже в феврале 2016 г. катера вышли на ходовые испытания, они по-прежнему лишены многих жизненно важных комплектующих, а еще часть оборудования в процессе транспортировки в Одессу была повреждена или пропала. Основную проблему составлял срыв поставок корабельной оптико-электронной системы управления огнем артиллерии малого и среднего калибра «Сова» разработки и производства ГП «Научно-исследовательский институт «Квант», в основном специализирующегося на морской тематике, убытки которого на 1 января 2016 г. составили 3,761 млн грн., а задолженность по зарплате превысила 15 млн грн. Лишь в феврале и марте в Одессу из Киева были отправлены оба комплекта «Сов», которые даже не проходили заводских испытаний, и в очень «сыром» состоянии.


Какова реальная готовность украинских катеров проекта 58155 «Гюрза-М»


На обоих катерах проекта 58155 установлены датчики обнаружения лазерного излучения (обведены красным) и только на одном — ОЭС СУО «Сова» (обведено зеленым), РЛС Furano (обведено синим).


Это, по мнению экспертов, может «сдвинуть» сроки ввода в строй первых двух катеров на осень текущего года, а то и на начало следующего. Другой проблемой стали датчики обнаружения лазерного излучения, которые до «крымской весны» поставлял Феодосийский казенный оптический завод. С целью ускорения процесса замены заказ был также передан на «Квант», технические требования со стороны МО снижены, поэтому катера получили датчики в сухопутном, а не в морском исполнении. Западные РЛС Furano также были импортированы ГП «Спецтехноэкспорт» уже после убытия катеров в Одессу. Насколько подобный «инновационный» подход к доведению до ума состояния боевой морской техники сказался на общих затратах, судить не возьмется никто, но вот сроки задержки легко могут быть выяснены путем сравнения с тем же малым противолодочным кораблем «Тернополь», который покинул «Ленинскую кузню» 23 сентября 2005 г. и завершил приемно-сдаточные испытания через 3,5 месяца, хотя и имел более сложную конструкцию, чем злополучные катера.


Достаточно нехорошим предзнаменованием является и факт многочисленных рекламаций по катерам и оборудованию аналогичных типов, которые поступали от эксплуатирующих их в течение нескольких лет Казахстана и Узбекистана. Последний негативный момент в истории с украинской «Гюрзой-М» связан с перспективами ее применения и, соответственно, необходимостью заказа. Согласно техническому заданию катера проекта предназначены для несения боевой вахты в приграничных водах малых глубин — реках, озерах, а также в прибрежной морской зоне, патрулирования и охраны водных рубежей, а также вести борьбу с малоразмерными судами и содействовать десантным и пограничным группам. В общем, это хороший катер для борьбы с контрабандистами. Этим задачам отвечает комплекс вооружения и локальная защита в 4-6 мм брони, которые, однако, совершенно недостаточны для противостояния российскому флоту, что предполагает новая украинская Военная доктрина. Злые языки упорно утверждают, что «Гюрза» пошла исключительно из-за того, что ее изготовителем является «Ленинская кузница», собственник которой — нынешний президент Украины.


При этом они напоминают, что оба испытываемых ныне катера должны были быть сданы ВМСУ еще в конце 2013 г., однако из-за низкого качества работ завода «Ленинская кузница» в декабре 2013 г. МОУ расторгло контракт, планируя передать постройку этих катеров на другое предприятие. Строительство было возобновлено осенью 2014 г. как «чрезвычайный военный заказ», необходимость в котором весьма сомнительна.


При этом информации об уплате «Ленкузней» неустойки за срыв сроков и невыполнение и первого и второго госконтрактов отсутствует, хотя подобные санкции обязательно предусмотрены условиями договоров. Фактически в ноябре прошлого года в обмен на дополнительное финансирование предприятию президента военным были переданы недостроенные корпуса, оставшиеся от предыдущего невыполненного госзаказа. Это подтверждается анализом основных показателей финансово-хозяйственной деятельности за 2014 г. и 2015 г., которые довольно существенно улучшились. Так чистый убыток сократился на 28 млн. грн., а штат работников вырос на 54 человека и достиг 378. Одновременно на 125 млн. грн. сократились текущие финансовые обязательства, что чудесным образом совпало с фактом спуска на воду недостроенных катеров. Стоит ли удивляться, что тот же Порошенко, выступая 3 июля в Одессе, остался крайне недоволен «обеспечением потребностей ВМСУ», заметив, что «Меры, которые принимаются Кабинетом министров, Министерством обороны и Генеральным штабом, в настоящее время не удовлетворяют потребности всестороннего обеспечения Военно-морских сил Украины». Ведь основная доля финансовых средств пойдет на предприятие, контролируемое им самим…


inosmip.ru






Также смотрите: 


Похожие новости:


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.