,
Новости от наших партёнров
Наш опрос
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое


Показать все опросы
Все новости
» » Пшемыслав Серадзан: Если будем пассивны, агония однополярного мира будет длиться бесконечно Интервью с препoдавателем Гданьскoгo университета Пшемыславoм Серадзанoм


Пшемыслав Серадзан: Если будем пассивны, агония однополярного мира будет длиться бесконечно Интервью с препoдавателем Гданьскoгo университета Пшемыславoм Серадзанoм

  • 22 мая 2012 |
  • 00:05 |
  • Комментарии: 0

Пшемыслав Серадзан: Если будем пассивны, агония однополярного мира будет длиться бесконечно Интервью с препoдавателем Гданьскoгo университета Пшемыславoм Серадзанoм Распад СССР означал отмену Ялтинской системы международных отношений и торжество единственного гегемона в лице Соединённых Штатов Америки, и, как следствие, изменение двухполярной модели мироустройства на однополярную. Тем не менее, некоторые аналитики всё ещё говорят о возможном возвращении к двухполярной модели. Как Вы относитесь к этой гипотезе? Существует ли вероятность появления державы, способной бросить вызов мировому гегемону?

- Соединенные Штаты Америки остается сверхдержавой - на данный момент нет ни одного геополитического центра силы, который мог бы сравниваться с их экономической, политической и, в первую очередь, военной мощью. Однако к данному явлению не надо относиться фаталистки, читая, что 21 век обречен стать "Новым американским столетием". США пока лидирует по всем показателям, но их позиция постепенно ухудшается, что можно заметить хотя бы сравнивая американскую долю в валовом мировом продукте и 1945 и 2011 годах или используя любой военный или разведывательный алгоритм измерения мощи государства. Прочная военно-политическая коалиция нескольких евразийских держав (например, Китая, России, Индии и Ирана) могла бы свести на нет американское геополитическое первенство в современной системе международных отношений. Такой блок может быть создан исключительно созерцательными политическими элитами, которые осознают, что атлантический глобализм - это путь к уничтожению культурного многообразия планеты, и готовы бросить вызов гегемонии Вашингтона.
Атлантический империализм силен, но не непобедим, что было доказано в Алжире, на Кубе, и во Вьетнаме, а в последние годы - в Ираке и Афганистане. На данный момент вооруженные силы ни одной мировой державы не способны противостоять военной мощи Пентагона, но одновременно партизаны и ополченцы стран Третьего мира - "Всего мира голодных и рабов" - могут успешно противостоять американским агрессиям. Разработаная Эрнесто Геварой антигегемонистская стратегия "ста Вьетнамов" ничуть не утратила своей актуальности.

- Збигнев Бжезинский открыто признаёт, что США постепенно утрачивают своё влияние. Здесь можно применить концепцию «имперского перенапряжения», введённую известным историком Полом Кеннеди. Вероятно, Америка столкнулась с тем, что было ранее пережито Советским Союзом. Как Вы оцениваете нынешнее положение США?

- Збигниев Бжезинский, безусловно, прав, хотя данный процесс происходит очень медленно. Соединенные Штаты Америки по-прежнему остаются единственной сверхдержавой современного мира. Однако это государство, безусловно, находится в глубоком и многомерном кризисе - как экономическом, так и цивилизационном, культурном и нравственном. Американская армия по-прежнему является самой сильной в мире, хотя после Ирака и Афганистана никто не считает ее непобедимой.
Американские лидеры сознают факт, что фундаменты американской гегемонии являются очень непрочными и отчаянно пытаются сохранить статус единственной сверхдержавы. В этом плане американские элиты едины, несмотря на внутренние противоречия и тактические разногласия. Неоконсервативный проект Буша-младшего потерпел поражение и уступил места мондиалистскому псевдо-мултилатерализму Барака Обамы. Изменилась тактика и риторика, но суть американской политики не изменилась. Сложно говорить о американском лидерстве, основанном на "мягкой силе" в ситуации, когда настоящая природа американского империализма все более и более очевидна для подавляющего большинства народов мира (в первую очередь "Третьего Мира", но в определённой степени также и Запада).
Единственной надеждой США является разобщённость потенциальных контестаторов их гегемонии. Совместный геополитический потенциал стран евразийского, африканского и южноамериканского континентов превышает мощь Америки. США - геополитическая преемница британской империи - умело и тонко использует стратегию divide et impera, благодаря которой сохраняет позицию мирового гегемона.

- Утрата мирового влияния США означает не больше, не меньше, как конец однополярного мира. Но здесь возникает вопрос, переход к какой модели произойдёт в самое ближайшее время? С одной стороны, мы имеем все предпосылки для возникновения многополярного мира, с другой – стоим перед опасностью столкнуться с бесполярностью (non-polarity), которая будет означать настоящий хаос.


- Как писал Петр Кропоткин, "Анархия - мать порядка". Хаос - начало деструктивное и творческое одновременно. На мой взгляд, не стоит опасаться бесполярности. Всякий хаос имеет свой внутренний, скрытый порядок. Большинство космогонических мифов отождествляет примордиальное состояние вселенной именно с хаосом (самый знаменитый пример - нордический Гинунгагап). Период хаоса неизбежен в процессе формирования новой структуры всемирного устройства. Я более опасаюсь застоя и маразматического состояния американоцентрического мирового порядка, чем бесполярного хаоса, который имеет свою анархическую поэзию и глубину.

- Проект «контр-гегемонии», разработанный Коксом, имеет цель разоблачить существующий порядок в международных отношениях и по днять против него восстание. Для этого Кокс призывает к созданию контр-гегемонистского блока, в который войдут политические акторы, отвергающие существующую гегемонию. В основе однополярной модели, навязываемой США, лежит либеральная идеология. Из этого можно сделать вывод, что в основе многополярной модели точно так же должна лежать определённая идеология. Какая идеология, на Ваш взгляд, может занять место контр-гегемонистской, способной объединить множество политических акторов, не согласных с гегемонией Запада?

- Американоцентрической консервативно-либеральной всемирной уравниловке должна противостоять не одна определённая идеология, но многообразие (Множество по Негри и Хардту) различных идеологий, течений, движений, философии, мыслей, мечтаний, воображений, проектов. В условиях многополярного мира для каждой идеи найдется место. Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ.

- Если мы перенесём многополярную модель на экономическую карту мира, то получим сосуществование нескольких полюсов и, одновременно, создадим полноценную матрицу для возникновения новой экономики – за пределами западного капиталистического дискурса. Применима ли, на Ваш взгляд, для этого концепция «автаркии больших пространств», предложенная Ф.Листом?

- Главной задачей новой мировой экономики будет создание системы всемирной социальной справедливости и освобождение мира от нищеты и голода, этих позорных и искусственных созданий системы корпораций. Военная мощь Америки в настоящее время в первую очередь защищает неоколониальную систему глобальной несправедливости и рабства. Антикапиталистические экономические идеи прошлого, в том числе и концепции Листа, могут стать вдохновением для экономической системы будущего мира.

- Согласны ли Вы с тем, что в настоящее время судьба мирового порядка решается в России, то есть в Heartland, на сдерживание и ослабление которого направлена планетарная стратегия США?

- Безусловно, России придется сыграть решающую роль в процессе создания антигегемонистского блока, в первую очередь по культурно-цивилизационным причинам. Уникальный характер российской культуры совмещает западные и восточные элементы. Именно поэтому Россия должна стать посредником диалога культур и цивилизаций. Духовный и культурный потенциал России велик, но в настоящий момент, увы, страна находится в кризисе. Преодоление кризиса государственности должно начаться с культурного возрождения.

- Сейчас мы находимся на пороге парадигмального перехода к однополярной модели мирового порядка к многополярной, где акторами выступают уже не национальные государства, а целые цивилизации. Недавно в России вышла книга «Теория Многополярного Мира» доктора политических и социологических наук, профессора Александра Дугина. Эта книга закладывает теоретический фундамент, с которого может начаться новый исторический этап, и описывает ряд изменений как во внешней политике национальных государств, так в современной мировой экономике, которые сопряжены с переходом к многополярной модели. Безусловно, это также означает появление нового дипломатического языка. Считаете ли Вы, что многополярность является естественным состоянием мира и переход к многополярной модели уже неизбежен?

- Я далек от всякого фатализма. Волюнтаризм мне гораздо ближе как концепт. Мир будет таким, каким мы его сделаем. Все зависит не от логики исторического процесса, но только от нас - от нашей мудрости и храбрости. Если будем пассивны, агония однополярного мира будет длиться бесконечно.


Беседовала Натэлла Сперанская

http://rossia3.ru/politics/foreign/seradzan1






Также смотрите: 


Похожие новости:


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.